Поиск
Close this search box.

Консультации для родителей

Поговорим об агрессии

Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее.

Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессии и препятствовать ее отрицательным проявлениям.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей. Мы, взрослые, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка. Например, возникшие одновременно чувства голода и усталости могут стать причиной гнева и раздражения. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчения. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному, гневному протесту.

Агрессивность складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить свое положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у вашего малыша — проявлять к нему любовь. Мы любим своих детей, но далеко не всегда проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее (ребенок, например, не ощущает нашей нежности, когда мы энергично отмываем ему уши).

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно:

  • Остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи и твердо скажите «нельзя»;
  • Отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
  • Используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
  • Создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и.т.п.);
  • Учите его выражать гнев словами, в вежливой форме называть свои отрицательные эмоции: «Я злюсь», «Я сержусь».

Несколько слов о наказании агрессивных детей

  • Не подавляйте агрессию ребенка с позиции силы, не отвечайте на нее вспышками собственного гнева: ребенок усвоит эти формы поведения и будет применять в будущем.
  • Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему.
  • Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку в минуты приступа его агрессии — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Самопомощь в острой стрессовой ситуации

Если вы попали в острую стрессовую ситуацию (получили тревожную информацию или стали случайным свидетелем неприятных для Вас событий), восстановить потерянное равновесие Вам помогут следующие действия.

  • Сосчитайте до 10.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно вдохните воздух через нос и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществите постепенно также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с Вашим дыханием.
  • При возможности смочите лоб, виски и запястья холодной водой.
  • Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если место, в котором Вы находитесь, хорошо Вам знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их вид.
  • Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его форму, цвет, структуру, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
  • Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею, — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по Вашему горлу.
  • Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются Ваши плечи.

В качестве первой помощи этого достаточно. В день, когда Вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредит физическая активность и сосредоточение на приятном для Вас занятии. Может помочь и психотехника «Поплавок».

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающие все на своем пути мощные валы волн. Внезапно Ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море — Ваша жизнь. На Вас накатываются волны житейских невзгод, но Вы — непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и Ваша удача выталкивают поплавок на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и Вы, поплавок, наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни и вышли победителем. Представьте себе будущие возможные ураганы в Вашей жизни. Из них Вы тоже выйдете победителем, непотопляемым поплавком.

Антистрессовая релаксация (рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения)

  1. Лягте (в крайнем случае, сядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять Ваших движений.
  2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением тела и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5–6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
  3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или группы мышц. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.
  4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, идущее от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
  5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части Вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает Вас. Чувствуете, что расслаблены Ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением около 30 секунд.
  6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой Ваши мышцы все более расслабляются. Теперь Ваша единственная забота — насладиться состоянием расслабленности.
  7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста»

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка детей в это время является тождественной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Гений рождается раз в сто лет?

Отправляя ребенка в школу, мы хотим, чтобы он хорошо учился. Ребенок и сам бы рад получать только отличные оценки. Но, к сожалению, не все зависит только от него… Требуя возврата долгов от «школьного мученика», мы забываем о наших долгах ему. Имеется в виду полноценное, педагогически и психологически правильно организованное обучение и воспитание на всех возрастных ступенях становления ребенка, особенно дошкольника. Ведь интеллектуальное развитие человека наполовину завершается уже к четырем годам, а к восьми — еще на треть. И когда не имеющий необходимой психолого-педагогической информации родитель приводит ребенка в дошкольное учреждение, даже если это ясельная группа, оказывается, что слишком большой период возможного интенсивного развития упущен и наверстать потери в последующие годы очень трудно.

Где же мы теряем, на что растрачиваем возможности ребенка? Почему семья, дошкольное учреждение и школа, вместо того чтобы быть единым механизмом формирования личности, выступают в роли легендарных лебедя, рака и щуки? На какой основе и как должно быть построено их взаимодействие, чтобы силы ребенка не растрачивались впустую, учебные радости преобладали над огорчениями, а психические травмы не приводили к потере физического здоровья?

Сегодня семья практически исключена из числа участников педагогического процесса, а родителю отведена роль книги жалоб без предложений. Его регулярно приглашают на родительские собрания, чтобы рассказать о «прегрешениях» его дитяти и попросить о помощи в проведении ремонта, приобретении игрушек, но не для сотрудничества в деле обучения и интеллектуального развития ребенка.

Говорить о роли семьи мы не устаем, но преступно низкий уровень родительского всеобуча по-прежнему наносит непоправимый вред ребенку.

О бедном гусаре замолвите слово…

Главная причина детских проблем кроется в педагогическом и родительском лицемерии: говорим одно, а делаем другое. Или вообще ничего не делаем, а только декларируем. Где еще, как не в педагогической науке, так много говорят о преемственности работы с ребенком на всех возрастных этапах его развития? И не просто о передаче эстафетной палочки, а о целостной системе деятельности семьи, дошкольного учреждения и школы — основных составляющих единого механизма полноценного механизма полноценного развития ребенка. Но по-прежнему дошкольные учреждения работают сами по себе, а школа идет своей дорогой. Взаимодействие, даже там, где оно есть, как правило, сводится к эпизодической работе с подготовительными группами детского сада по стандартной программе технической подготовки к школе.

То, что делается, трудно назвать системой подготовки к нелегкому учебному труду, комплексным, целенаправленным формированием познавательных навыков детей. Без поэтапной диагностики развития ребенка по мере его возрастного становления эта работа не может быть успешной, ибо она идет вслепую, особенно в первые месяцы и годы жизни малыша.

Отношение к диагностике развития вообще настороженное: а вдруг мы выявим неравность возможностей… Обязательно выявим. Мы разные, и каждый в чем-то слабее или сильнее другого. Это проявление индивидуальности. Результаты диагностики, если она проводится правильно и неформально, — не приговор, а необходимая информация, руководство к действию для семьи и дошкольного учреждения. Своевременно обнаружив «сбой» в развитии ребенка, можно и нужно попытаться это поправить. Без диагностики мы работаем по принципу «все со всеми», одновременно принимая один из основных принципов нашей педагогики — дифференцированный подход к работе с детьми, и забывая, что это невозможно осуществить без изучения личности ребенка.

Каждый возрастной период открывает свою «форточку» в развитии малыша.

Так, огромное значение, для речевого развития играет период от рождения до трех лет. Но именно в этот период родители с ребенком или вообще не говорят, или говорят неправильно. «Уй ти моя ляпоцка!» — умиленно лепечет мама. Да, артикуляционный аппарат пока не сформировался, и малыш не сможет повторить ваши слова, но аппарат памяти уже есть и впитывает все как губка. Поэтому говорите с ребенком, и говорите правильно, чтобы потом не водить его к логопеду для исправления дефектов речи.

На ранних этапах становления личности ребенка практически вся нагрузка по его обучению, воспитанию и развитию распределяется между семьей и работниками дошкольных учреждений, а в период младенчества она полностью лежит на семье, выпадая из сферы педагогического влияния квалифицированных специалистов. Но без специальных знаний родители не смогут создать элементарных условий для психологического и физического развития ребенка. Поэтому именно в дошкольный период значение грамотно организованного родительского всеобуча особенно велико.

Будущие родители и родители детей младенческого возраста имеют слабое представление о том, что агрессивные формы поведения закладывается в пять лет жизни, если ребенка воспитывают слишком жестко — много запретов и мало тепла.

«Для того чтобы просто существовать, ребенку требуются четыре объятия в день, для нормального же развития — двенадцать», — писал Роберт Мак.

А сколько проблем доставляет хрупкое здоровье ребенка! Мы оберегаем его от сквозняков, кутаем в теплые вещи и оставляем «оголенным» самое уязвимое место — интеллектуальное и психическое здоровье, забывая, что стрессы и негативные эмоции ослабляют иммунитет, делают ребенка бессильным перед любым заболеванием.

Ни в коем случае нельзя пугать детей. «Не ходи туда, там бука», — говорит мама ребенку, выключает свет и оставляет его в темной комнате наедине с неизвестным, а значит, еще более страшным букой! А потом удивляется: почему малыш визжит и цепляется за нее, боясь оставаться один?

Как часто по утрам мы видим такую, картину: спешащая мама тянет за руку ребенка, который, задыхаясь, семенит ножками, хватает ртом воздух, как выброшенная на берег рыбешка. Хочется предложить: возьмите линейку и измерьте длину его и своих ног. Ведь один «взрослый» шаг — это три — четыре «детских» шажка. Попробуйте дойти до работы или детского сада, переставляя ноги в три раза быстрее… или, устав тянуть за собой малыша, мама «бросает» его на дороге, припугнув: «Ах, ты не идешь? Ну и оставайся, я ушла!». Ребенок еще не дорос до понимания того, что мама может говорить неправду. Он воспринимает все так, как сказано: последняя его опора в этом мире — мама — сказала, что она его бросила, и удаляется от него. Малыш, которому деревья кажутся большими, а люди огромными и нередко страшными (вы посмотрите, в какие устрашающе темные цвета мы преимущественно одеты!), визжит от ужаса, из последних сил бежит за матерью, а она еще и шаг прибавляет. Он никогда этого не простит. Забудет, но не простит. И через несколько десятков лет из глубин подсознания «восстанет» когда-то пережитый ужас, испытанный брошенным ребенком, и не один раз он выплеснется гневом на родителей.

Более того, испуг может обернуться тяжелыми психическими заболеваниями — тиками, подергиваниями, заиканием, недержанием мочи. Если не завтра, то через неделю, год, но эта «мина замедленного действия» сработает…

Маленькие дети легко внушаемы, особенно на «теплом» эмоциональном фоне. Хотели бы вы, чтобы ваш сын через 10–15 лет разговаривал с вами так, как сегодня вы говорите с ним? А ведь по-другому он просто не сможет, даже если захочет. Не обучен! Не умеет! Не привык! Как губка, много лет впитывал он ваши слова, интонации, выражения с ним. «В казарменной обстановке не воспитываешь ни цельной честности, ни пугливой чистоты, ни невинности и наивности чувств, — писал Януш Корчак. — Воспитатель! Если для тебя жизнь — кладбище, позволь детям видеть в нем лужайку. Дай им повеселиться, пошалить. Должна царить атмосфера терпимости к шутке, проказе, наивной лжи и подвоху. Всякий раз, впадая в тон монастырского колокола, ты делаешь ошибку».

Это с нас, родителей, воспитателей, учителей, ребенок «лепит» прообраз мира и отношений с ним. Это мы своим примером можем вложить ему в руки «дубину» будущего хамства и лицемерия, трусости и необязательности, лжи, грубости и безответственности. Ведь все формы нравственности передаются через копирование и подражание. Тем же путем передается и безнравственность. Передача любого нравственного опыта, как утверждает Н. Жутикова, происходит только через взаимодействие, как заражение, подражание, внушение. Ваши тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку: «взрывоопасность» взрослых заразительна. Чем хуже и напряженнее отношения в семье, дошкольном учреждении, тем легче и охотнее перенимаются ребенком именно безнравственные формы поведения, позиции, не требующие психического усилия: безответственность, дурашливость, необязательность. Нельзя научить ребенка говорить «спасибо», если вы не делаете этого сами. Говорите «спасибо» ему и другим в его присутствии. Говорите «спасибо» за него, если он забыл это сделать, только без упрека.

Увидев, как ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки, — испугайтесь и задумайтесь! Поймите, насколько забит и запуган ваш ребенок. Многие родители бьют своих маленьких детей, искренне считая, что этим воспитывают! Однако маленький ребенок не может соотнести боль, которую он испытывает при телесном наказании, с совершенным проступком. К тому же он не может понять, почему мама, вместо того чтобы спасать его от этой боли и жалеть, еще и кричит на него. И к физическому удару добавляется психическая травма.

Более того, есть родители, которые могут в шутку (или всерьез) шлепать малыша по голове. До семи лет запрещается с усилием трогать голову ребенка! Даже шапочку надевать нужно очень осторожно. Дети рождаются с неокостеневшими участками костей черепа. При нашей экологии полное окостенение швов может задерживаться до 7 лет, поэтому даже самый слабый шлепок способен сдвинуть костные пластины, деформируя мозг.

Не спешите наказывать ребенка, обвиняя его в непослушании. Старайтесь объяснять ему, почему так делать нельзя. Все поступки малыша — один из способов познания окружающего. «Я потянул за скатерть. Мне, маленькому, не было видно, что там наверху. И вдруг оттуда стали падать и с веселым звоном разбиваться чашки и блюдца. Это так здорово и весело! » — счастливый ребенок смотрит на мать, ожидая, что она тоже обрадуется… Или: «В лужу лезть нельзя, — говорит мама сыну. — Понял?». — «Понял». Но вот лужа, а в ней кораблик… Малыш вовсе не нарушает ваш запрет — он о нем моментально забывает, увидев что-то интересное и привлекательное. И вдруг совершенно неожиданная для него, а потому вдвойне опасная для психики реакция — кричат, обзывают, обвиняют.

А ведь в этой «непослушности» чаще всего виноваты мы сами. Говоря с ребенком, убедитесь, что он вас слышит. Установите с ним визуальный контакт — глаза в глаза. Возможно, малыш на что-то засмотрелся, чем-то увлекся, о чем-то думает и просто не услышал обращенной к нему речи. Глядя ребенку в глаза, медленно и неторопливо, коротко и точно проговорите задание. После этого попросите его повторить.

Постоянные нападки взрослых вырабатывают защитную реакцию, которая наготове даже тогда, когда в ней нет необходимости. Ребенок ищет обиду там, где ее нет. Он уже не верит в доброжелательность, объективность, доброе отношение к нему.

Нападающая агрессивность соседствует с состоянием парализованности. Дети не могут быстро собраться с мыслями, дать правильный ответ, объяснение, отпор обидчику или обвинению; реакции заторможены, особенно в присутствии тех, чье мнение для них важно, к кому они хорошо относятся.

«Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить полной, ответственной жизнью сегодня? Валится крыша, если не уделено должного внимания фундаменту» (Я. Корчак). Дайте детям возможность радоваться, не гоните, не торопите, не осуждайте их.

Кроме того, нельзя предъявлять детям завышенные требования, выполнить которые они не в состоянии. Ребенок — это «не подарок по твоему желанию, он то, что ты родил плюс воспитал» (В. Леви). Научитесь принимать и любить не то, о чем вы размечтались, а то, что имеется. Есть замечательная итальянская пословица: «Если ты сам не смог подняться на гору, не требуй от ребенка, чтобы он стал альпинистом, может, он — рыбак».

При усредненном образовании и единых требованиях (а именно так они и называются!) ребенок с каждым годом будет испытывать все больше проблем, которые без труда можно было снять уже в младенческом и дошкольном возрасте. Кроме того, есть достаточно большой процент с особенно высоким уровнем развития и готовности к школе, эти малыши уже умеют уверенно читать, писать и считать. Одаренные и любознательные дети скучают на занятиях, рвутся из паутины примитивных знаний и методик и вместе с тем приучаются к губительно бесцельному времяпровождению.

Для таких детей можно и нужно создавать отдельные подготовительные группы и начинать работу не от условного, среднего, уровня (опять все та живучая «бездетная педагогика»), а от действительного, повышенного. Слышим многократные «тихие» жалобы родителей: ребенок не хочет ходить на подготовительные занятия, ему там скучно и неинтересно, потерян интерес к учебе. Очевидно, что малышей с опережением в развитии нужно выделить еще в дошкольном учреждении и своевременно начать соответствующую работу с ними. Здесь лишь необходимо решить вопрос взаимодействия детского сада и школы.

А для особых детей, тех самых «звездочек», обучение должно быть не просто особое, но и индивидуальное или проводиться в очень маленьких группах. Гений рождается раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя пустить возможности их развития.

Основные проблемы развития и обучения дошкольников

Проблема руки

Проблема руки — это слабые, нетренированные и негибкие пальцы; неудовлетворительная координация движений; тремор (возрастное дрожание рук). Учить ребенка владеть рукой, когда он уже пришел в школу, поздно. Да и проблема не сводится только к умению писать элементы букв и сами буквы…

В детском саду мы хвалим спокойного, благополучного ребенка и огорчаем «слабенького», с дрожащими ручонками: «Все уже пуговицы застегивают, шнурки завязывают, а у тебя руки не тем концом вставлены!». А потом и в школе его будут незаслуженно обижать: «Ты пишешь как курица лапой!».

А руки у ребенка могут дрожать сильнее нормы, потому что он нездоров и невынослив, дома слишком много шумов, взрослые жестко и, может быть, грубо «воспитывают» его. Он — интроверт (для него характерно некоторое негативное отношение к объекту, в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки; ведущим является левое полушарие головного мозга, связанное с внешним миром более опосредованно), а в доме нет уголка, в котором он мог бы отдохнуть от нас, взрослых. И в детском саду над ним целый день «нависает» воспитатель, а вокруг еще 25 «живчиков». Дома телевизор работает не преставая: не успел родитель войти в дом, как уже бежит к пульту — включать очередную «мыльную оперу». А выключить телевизор ради ребенка — это выше наших сил!

А еще хуже, когда малыша принимаются «воспитывать», да еще все сразу. Вспомните, как в детстве вы любили строить шалаши. Ребенку кажется, что если он никого не видит, значит, и его не видят, а психологический вакуум хоть изредка нужен даже экстраверту. «Как много сил нужно иметь ребенку, чтобы противостоять губительному влиянию взрослых!» (В. Леви).

Еще одна причина неуверенного владения рукой — стрессы, детские обиды. Закончив урок в первом классе, учительница похвалила детей за работу и сказала: «А сейчас я раздам „пятерочки“ тем, кто работал лучше всех», — пошла вдоль ряда, раздавая нарисованные на больших карточках «пятерочки». И мальчик, мимо которого эту «пятерочку» пронесли, как подсолнух за солнышком, весь вывернулся ей вслед, провожая «пятерочки» глазами, полными слез. «Всякая награда кому-нибудь из детей воспринимается маленьким как наказание тех, кого не наградили. Не делай награду одного горем другого» (Януш Корчак)

Следовательно, первая задача родителей и воспитателей — устранить проблемы, связанные с владением рукой, и снять причины, их вызывающие. Этим определяется содержание соответствующего информационного блока (памятка, рекомендации, методики) для родителей и воспитателей, а также программы семинаров и практикумов в плане работы с родителями и курсов повышения квалификации для воспитателей.

Проблема речи

Это вторая сложнейшая проблема. Дети, которые не говорят легко и свободно — адекватно для своего возраста, плохо понимают и обращенную к ним речь. Попросите ребенка повторить фразу: «Девочка ловит сачком бабочку». Если с памятью все в порядке, повторяет. Но в ответ на вопросы: «Кто ловит бабочку? Кого ловит девочка?» — полное недоумение на лице. Это значит, что ребенок не улавливает смысл воспринимаемой информации, и все, что он сможет делать в школе, — заучивать заданный материал почти наизусть, а это огромная — запредельная — перегрузка для мозга.

Причины проблем с речью разные. Во-первых, не сложились навыки владения артикуляционным аппаратом (а у кого-то он деформирован от рождения). Во-вторых, скудный словарный запас. Такие дети от родителей слышат только: «Поел? Пуговицы застегнул? Игрушки убрал?». Основным источником развития речи для них является телевизор, половину услышанного из которого они не понимают. Вот и употребляют знакомые слова в неправильных значениях. У большинства не складываются навыки правильного манипулирования словом: изменение по падежам, употребление во множественном числе, образование прилагательного от существительного.

В-третьих, наличие проблем с конкретными звуками или их неудобными сочетаниями. Например, вызывают трудности предложения: «Мама мыла Милу мылом» (не разработаны губные мышцы), «Карл украл у Клары кораллы» (проблема с небом), «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (проблема с манипуляциями языком).

Проблема речи детей тесно связаны с проблемой речи родителей и других взаимодействующих с ними взрослых. Сюда относятся и трудности, вызванные употреблением в речи абстрактных понятий. Абстрактное мышление у детей еще не сформировано. Кто такой «нельзя»? И где «стыдно», о котором мама часто спрашивает?

«Нет, — возражает родитель, — говорю сыну „нельзя“ — реагирует, отходит». Ребенок скорее реагирует на наши интонации, чем на содержание сообщений. Скажите малышу резким, недобрым голосом: «Ты у меня самый лучший, сейчас конфету дам!» — и он заплачет.

Пока не сформируются лобные доли, отвечающие за многие процессы мышления, абстрактные понятия остаются для многих детей непонятными. А некоторые педагоги «грешат» наукообразием, делая обучение недоступным для ученика. Когда-то привела завучей на урок в начальную школу. Учитель не только пытался объяснить материал «заумными», сложными для восприятия в этом возрасте словами, но и оценки комментировал весьма оригинально: «А ты, Леня, не абстрагировался в своем ответе, поэтому тебе только „три». Мы не поняли, что она имела в виду, а уж второклассник Леня, который оценку молча, принял, и подано.

Проблема речевого обмена является составной частью более серьезной проблемы — неумения родителей общаться и играть с ребенком. Часто родители бессознательно избегают долго оставаться с ребенком наедине, с удовольствием отдают его в разнообразные секции и школы. Нередко родители жалуются на то, как они устают в выходные дни, когда ребенок дома: «Он ко мне все время пристает, ходит за мной, я ничем не могу заняться».

Вот знакомая всем картина. В дом, где есть ребенок — дошкольник, приходит взрослый и обращается к нему с традиционным восклицанием и вопросами: «Ой, какой большой! Как тебя зовут? Сколько тебе лет?». И все, весь запас навыков общения с ребенком исчерпан. Входит следующий гость: «Ой, какой большой! Как тебя зовут?…». «Какие глупые эти взрослые, — думает ребенок. — С ними же не о чем разговаривать. Только и знают, что спрашивать, как меня зовут да сколько мне лет».

Сейчас появилась «палочка-выручалочка» для родителей — компьютер. И вот ребенок ежедневно часами гоняет компьютерные игры, нанося вред глазам, суставам, здоровью в целом.

Результаты проведенных наблюдений определяют содержание всех информационных практических, лекционных и консультативных блоков, направленных на снятие этих проблем.

Еще одна проблема — несформированность у выпускника дошкольного учреждения умственных навыков, без которых невозможна полноценная познавательная деятельность.

В каждом ДОУ, где мне приходится бывать, я просматриваю стенды, отражающие направления учебно-образовательной работы, и обязательно вижу — «Физическое, речевое, эмоциональное развитие».

На каждом вводном занятии для родителей даю им возможность проверить объем своей памяти — практически никто не выполняет норму первоклассника. Дети при поступлении в школу с трудом справляются запомнить 10 простых слов. В школе им приходиться зубрить до глубокой ночи параграф, который можно «по диагонали» просмотреть и запомнить.

А ведь так просто помочь ребенку! Даже не нужно специально выделять для этого время.

Наливаете суп, а малыш сидит рядом. Предложите: «Я скажу четыре слова, а ты повтори. Теперь ты мне скажи свои слова. А я тебе уже пять слов. Теперь ты — мне. Ну ладно, я завтра придумаю шесть слов, и ты тоже». Ребенку нужно эти слова придумать и достаточно долго удерживать в памяти. Так вырабатывается «цепкость» памяти.

Все наши рекомендации родителям очень просты, необременительны, поэтому хорошо воспринимаются и с благодарностью воспринимаются на вооружение.

Не менее нужны для успешного учения является способность концентрировать и удерживать внимание.

Наша система предусматривает поэтапное формирование этих качеств с помощью соответствующих задач и заданий увлекательного характера. Задания для дошкольников, не умеющих читать, мы вынесли на рисунки. Например, в музыкальном зале развесили на шторах рисунки-задания: «Помоги зайке добраться до елки», «Где чей домик?» (перепутанные дорожки ежа и зайца) и др. Потанцевали малыши некоторое время, а теперь отдых для ног и «гимнастика для ума»: помогите зайке найти дорогу к его дому. Нарисуйте ее пальчиком в воздухе. Таким образом одновременно тренируются внимание и координация движений.

Наш «пакет» рисунков содержит задания, формирующие умения сравнивать, выявлять связи и отношения, обобщать, находить недостающее изображение с помощью воображения, аргументировать свои высказывания (строить доказательство), делать логическое умозаключение: «Найти отличия в двух рисунках», в которых количество и проявленность сравниваемых элементов постепенно возрастают; «Чего не хватает на рисунке?», «Кто в этом ряду лишний?», «Какие предметы спрятаны на этих рисунках?», «Какая луковица посажена раньше других?».

Такую же подборку рисунков, но не большого формата, получает родитель для домашней работы. В методическом руководстве указывается, что ребенок должен обязательно обосновать свой выбор. Если забудет необходимо стимулировать вопросом; «Почему?». Если не справляется с обоснованием — объяснить самому, но позже еще раз вернуться к этому заданию.

Сейчас мы ставим перед собой задачу — обеспечить все дошкольные учреждения Татарстана необходимой информацией для реализации системы раннего целенаправленного развития ребенка на диагностической основе.

Пора уходить от печально известной, но и поныне процветающей «бездетной педагогики», преодолевать неоправданный отрыв педагогики от психологии.

В содержание первого информационного блока для родителей и воспитателей мы включили вопросы ознакомления родителей с возрастными особенностями ребенка, преследуя цель — научить учитывать эти особенности при построении щадящего, нетравмирующего взаимодействия детей и взрослых.

В обучающие блоки входят: анализ действий родителей и воспитателей; перечень и анализ причин возможных проблем; ознакомление с методикой их устранения и предупреждения.

Такая работа с родителями воспитанников дошкольных учреждений, а также с родителями детей младенческого возраста и даже с будущими родителями ведется на базе женских консультаций и роддомов; женские курсы и факультативы организуются также на базе школ и учреждений дополнительного образования (этот участок работы пока находится в стадии становления).

Родителей детей, пока еще не посещающих дошкольное учреждение, и будущих родителей приглашаем на лекции с помощью объявлений, в тексте которых размещаем интересную, привлекающую внимание информацию.

Такие собрания — семинары организуются раз в месяц, длятся они 20–30 минут и кроме рекомендаций и необходимых методических сведений включают и взаимообмен информацией.

Для работающих в дошкольных учреждениях воспитателей и психологов подготовлены учебные видеокассеты. Работе по полной программе такого семинара и методике мероприятий с родителями мы будем поэтапно обучать воспитателей в рамках годичного семинара (ежемесячные встречи или по полугодиям). Параллельно идет разработка материалов для воспитателя, психолога, логопеда или заведующего, который будет вести эти семинары. Так можно организовать учебу на местах.

Программа подготовки воспитателя полностью повторяет программу для родителей, но дополнительно включает вопросы взаимодействия с родителями.

Дата обновления страницы: 18.11.2020

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122