Поиск
Close this search box.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

НА СТРАНИЦЕ ВЕДЕТСЯ РАБОТА

Оборудованные учебные кабинеты

В учреждении созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с воспитанниками, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В здании установлен необходимый режим функционирования водоснабжения, канализации, центрального отопления, освещения, электрооборудования. Здание организации оснащено внутренним и наружным видеонаблюдением, противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой». Оборудование помещений соответствует санитарным нормам, требованиям Госпожнадзора, требованиям инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников.

Оборудованные объекты для проведения практических занятий

В учреждении имеются следующие помещения:

2 групп ( групповая комната, спальня, раздевалка, умывальная комната, туалет, моечная ).

Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.

В данном помещении установлено мультимедийное оборудование, интерактивной доской, проектором.

Кабинет учителя логопеда, используется в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Все пространство логопедического кабинета  условно поделено на центры: центр для проведения индивидуальных логопедических занятий  с ребенком; центр для проведения подгрупповых занятий с детьми, центр рабочего места учителя-логопеда.

Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами.

Оборудованная библиотека(и)

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах

Оборудованные объекты спорта

Физкультурного зала и музыкального зала — нет.

Обеспечены необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются, в количестве рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д.

Спортивная площадка с физкультурным оборудованием для проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д.

Сведения о средствах обучения и воспитания,в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Условия питания обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:

Учреждение обеспечивает сбалансированное четырехразовое питание детей в соответствии с их возрастом.  Организация питания осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и в соответствии с  примерным десятидневным меню,  разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения.

В ДОУ имеется картотека блюд и технологические карты. Выдача готовой пищи проводится только после снятия пробы и записи в бракеражном журнале готовых блюд с разрешением на их выдачу. Дети-инвалиды питаются в детском саду на безвозмездной основе (бесплатно).

Устройство, оборудование и содержание пищеблока соответствует санитарным правилам и нормам к организации питания дошкольников. Пищеблок оборудован необходимым технологическим оборудованием.  Учреждение обеспечено посудой в полном объёме.

Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы моечные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны для мытья посуды, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы.

Материалы просветительской направленности по вопросам здорового питания детей (брошюры и т.п.) целью формирования культуры питания:

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В МКДОУ ведется систематическая работа по охране жизни и здоровья воспитанников. Соблюдаются условия безопасности жизни воспитанников, ведется систематический контроль по выполнению инструкции по «Охране жизни и здоровья воспитанников», проводятся профилактические мероприятия по соблюдению их требований.

На основании Соглашения о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) в ОО от 14.02.2020 года  медицинская сестра и организуют медицинское сопровождения воспитанников МКДОУ. Медицинское сопровождение организуется на основании согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Основные задачи медицинского сопровождения:

– обеспечение мероприятия по снижению заболеваемости, особенно часто болеющих воспитанников;

– обеспечение контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, закаливанием, физическим воспитанием;

– организация диспансеризации воспитанников;

– организация просветительской работы.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей.

 Входные двери оснащены современной системой контроля доступа – домофоном.

Здание оснащено внутренней и наружной системой видеонаблюдения.

Помещения оснащены дымовыми извещателями, системой автоматического оповещения о пожаре.

Установлена «тревожная кнопка».

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Детский сад имеет доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. Информационная база МКДОУ детский сад № 3 «Березка» включает в себя: выход в Интернет, электронную почту, сайт учреждения.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам обеспечивается при организации организованной образовательной деятельности через использование презентаций, интерактивных игр, дидактического материала, демонстрируемого через интерактивные доски или телевизоры.

Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе:

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Не предусмотрено

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются в групповых помещениях:

Интерактивная доска (группы № 1), мультимедийный проектор, экран — ( группы №1), в каждой группе имеются телевизоры.

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный план

Учебный план ребенка-инвалида

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по реализуемым платным дополнительным образовательным программам  

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса по освоению дополнительной образовательной программы.

Занятия по дополнительной образовательной программе   проводятся в физкультурном  зале в соответствии с расписанием занятий. Средства реализации программы.

  • гимнастическая скамья;
  • велотренажер;
  • палки гимнастические малые;
  • дуги для подлезания;
  • мешочки для метания;
  • мячи резиновые (диаметр 150 мм, 200 мм);
  • мячи волейбольные;
  • обручи;
  • конусы спортивные;
  • щит баскетбольный;
  • мячи набивные.
  • Букварь под ред. Жуковой;
  • методическое пособие И.А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»;
  • алфавит;
  • слоговые таблицы;
  • музыкальные инструменты (дудочка, молоточек, барабан, погремушки, бубен);
  • изображение героев сказок: Слыша и Буковки.

Учебно — материальное обеспечении

Оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ обеспечивает возможность осуществления образовательной деятельности, организации совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Состояние предметно — развивающей среды в МКДОУ детском саду № 3 «Березка» проектируется на основе:

— реализуемой в детском саду общеобразовательной программы;
— требований нормативных документов;
— материальных и пространственных условий;
— уровня развития детей;
— в соответствии с возрастными особенностями.

Развивающая среда в ДОУ отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Дошкольное учреждение оснащено оборудованием для различных видов детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

Развивающая среда ДОУ обеспечивает:

  • физкультурно-оздоровительную работу с детьми:
    • физкультурные уголки во всех группах с набором необходимого оборудования;
    • спортивная площадка (гимнастическая стенка)
    • медицинский кабинет ( кварцевые лампы для групповых).
  • Познавательно-речевое развитие ребенка:
    • наглядный и раздаточный материал;
    • пособия для детей;
    • книжный уголок;
    • уголки природы;
    • сюжетно-ролевые игры;
  • художественно-эстетическое развитие ребенка
    • музыкальный уголок (музыкальный центр, шумовой оркестр)
    • наборы костюмов, декораций, атрибутов.

В группах зоны художественного творчества с набором карандашей, красок, пластилина, бросового материала, выставки, изостудия (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов и др.). В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, а именно:

  • подбор оборудования в дошкольном учреждении осуществляется для всех видов деятельности ребенка, (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;
  • все оборудование, приобретенное дошкольным учреждением, отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
  • при подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
  • подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
  • оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности в каждой возрастной группе включает материалы для рисования, лепки и аппликации и оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;
  • оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает, объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал.
  • материалы и оборудование для двигательной активности в детском саду включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Игрушки в детском саду для детей дошкольного возраста соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей. оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания. Игрушки используются:
  • в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;
  • в совместной деятельности, игрушки используются одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и для инициирования совместных действий — это коллективные постройки, совместные игры;
  • для художественно-эстетического развития ребенка (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, петушки, барышни) такие игрушки приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса по освоению дополнительной образовательной программы

Средства реализации программы:

  • Ноутбук;
  • Проектор

Территория учреждения:

Озеленена насаждениями по всему периметру, где имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники и огород.

На территории расположены:

— прогулочные участки со стационарным оборудованием для организации и проведения прогулок с воспитанниками,  в количестве  2 шт.;

— спортивная площадка  с физкультурным оборудованием для проведения физкультурных занятий, спортивных праздников, развлечений, в том числе и детьми инвалидами и лицами с ОВЗ;

— огород «Агрогномик» наличие созданных условий на территории огорода позволяет вовлечь воспитанников в процесс познавательно – исследовательской деятельности с использованием переносного комплекта «Чудо — грядка» в летний период, в зимнее время в здании ДОУ, а также способствует формированию осознанного бережного мышления родителей и воспитанников к объектам, сохранению духовно – нравственных ценностей семейного воспитания.

— творческая музыкальная площадка, музыка – замечательный детский учитель! Игра на музыкальных инструментах способствует: укреплению памяти, развитию воображения, формированию логического и абстрактного мышления, расширению кругозора, раскрытию творческих способностей, приобретению слухового внимания, повышению концентрации внимания.

— метеоплощадка «Календарь природы» развивает бережное отношение к окружающей среде, помогает детям познакомится с временами года и научиться правильно их определять, позволяет ближе познакомится с видами погодных явлений, таких как тучи, снег, радуга, ясная погода и облачность. Дети самостоятельно могут определять типы облаков, измерить количество осадков и т.п., в том числе и дети инвалиды и лица с ОВЗ.

Санитарно-гигиеническое обеспечение:

Ведётся постоянный контроль за санитарным состоянием , освещением, температурным режимом в ДОУ:

  • центральное отопление, температурный режим соответствует нормам СанПиН.
  • система водоснабжения –центральная;
  • система освещения – имеется наличие электрозащиты (заземление).

Туалетные комнаты оборудованы индивидуальными  кабинками и диспенсерами для туалетного мыла, одноразовых полотенец, туалетной бумаги. В МКДОУ используются одноразовые бахилы. В учреждении достаточное количество дезинфицирующее средств.

Общее санитарно-гигиеническое состояние здания соответствует требованиям СанПиН.

 

Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МКДОУ № 3 «Березка» развивающая предметно-пространственная среда не оборудована специальной мебелью; индивидуальной мебелью для детей ОВЗ.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Предоставление услуг на объекте (МКДОУ № 3 «Березка»):

Адрес Наличие кнопки вызова / телефон Предоставление услуг на обьекте, частично доступно с сопровождением для котегорий граждан Информация по доступности
с.Джигда пер.Школьный -3 Имеется кнопка вызова.

Тел. 8(42147) 23-2-31

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.

 

Планируются подготовительные работы по созданию условий доступности для инвалидов..

-для детей-инвалидов -2 коляски — имеются;
— поручни вдоль стен для прохождения ребенка-инвалида — имеются;
— переносные пандусы — имеются;
— приобретены и установлены новые расширенные двери со знаком для слабовидящего, для передвижения ребенка -инвалида в инвалидной коляске;
— в штате имеется должность — тьютора и логопеда.
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает
 (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение МКДОУ детский сад № 3 «Березка» с.Джигда

Дата обновления страницы: 31.05.2024

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122