Поиск
Close this search box.

Родителям и ученикам

Новости МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ — копия

Памятка для родителей детей раннего возраста

  • Приучайте к детскому саду постепенно! (Несколько дней стоит находиться рядом с ребенком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать его домой.)
  • Если беспокойная мама прощается с ребенком несколько раз подряд с обеспокоенным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоится, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу ее от себя». В итоге заканчивается все истерикой.
  • Если ребенок отказывается идти в детский сад, Вы должны проявить твердость и объяснить, что следует идти в детский сад так же, как родители ходят на работу.
  • Если ребенок с трудом расстается с матерью, то стоит некоторое время отцу приводить в детский сад ребенка.
  • Если ваш малыш в первые дни устает от новых впе­чатлений, приходит домой измученным и нервным, то посо­ветуйтесь с воспитателем или психологом, или сократите время его пребывания в детском саду, или оставляйте дома 1–2 раза в неделю.
  • Помните! В каком бы возрасте ребенок ни поступал в дет­ский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям!

Социальное развитие ребенка в семье, или выходной с малышом

Как известно, понедельник — день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каж­дую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, ка­призные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересо­вать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего воз­раста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрос­лые? В результате появляется тот самый «тяжелый понедель­ник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к усло­виям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу не­сколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним — словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который, к сожалению, совсем не совпадает с пла­нами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка. Как проходит вы­ходной день в семье с трехлетним ребенком? Утром малыш про­сыпается, как правило, раньше родителей (многие дети 2–3 лет продолжают по младенческой привычке просыпаться очень ра­но — иногда в 5–6 часов утра). Сонная, раздраженная мама сна­чала пытается уговорить его «еще капельку поспать», но безре­зультатно. Папа спит. Мама все-таки встает, и начинаются ут­ренние хлопоты: она одевает, умывает, кормит ребенка, моет посуду, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пылесос… Папа спит.

После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, кото­рые еще не могут надолго его занять, или к телевизору смотреть мультфильмы. Общение мамы с ребенком утром выходного дня сводится к минимуму, ограничивается короткими распоряже­ниями: «Дай руку, не эту, другую!.. Когда же ты сам научишься одеваться?.. Ешь скорее. Не возись. Поел, иди, не мешай, по­смотри мультики».

А ведь от того, с каким настроением начинается день, зави­сит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося ма­лыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянув­шему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попро­сите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало), а потом предложите разбудить игрушки — это и ребенка займет, и вам даст свободную минуту.

Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни не­обходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычнб в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на дет­ской площадке во дворе. Там он может поиграть с песком, по­общаться со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот «таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит — кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк ат­тракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностя­ми маленького ребенка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни. Пом­ните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбуж­денным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при ус­ловии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен «переварить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он видел, делал и т.д.

Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокой­ным занятиям.

Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда; длительный просмотр телепере­дач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нерв­ной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сце­ны насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, нано­сят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике.

Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:

  • До 2–2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и позже) — не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девоч­ка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот Зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик…». Такой пересказ необходим, потому что двух-, трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоро­стью восприятия старших детей и тем более взрослых.
  • Смотреть можно только передачи, предназна­ченные для маленьких детей, лучше всего отечественные мульт­фильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, доб­рыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  • Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному воспри­ятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка…»; для этого полезно иметь лю­бимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по не­скольку раз (не в один день, конечно).
  • Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от бе­седы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм за­писывать, а просматривать его в другой день.
  • Если вы заметили, что вечером ребенок перевоз­буждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказ­ку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
  • Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуж­дается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зе­вая во весь рот, не может уснуть.

Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку собы­тия, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение ро­дителей с ребенком настоящим праздником

Как воспитывать детей с разной группой крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, пере­дается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать как: первая (О), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови. Большинство детей этой группы лас­ковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и пережи­вают недостаток родительской любви и внимания. Будучи от­вергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чув­ством враждебности к обществу. Наделены склонностью к под­ражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни, гораздо более важную, чем в более старшем. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой — ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощ­рять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы — это проявление раннего эгоиз­ма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отно­шение продиктовано исключительно заботой о нем, что он лю­бим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его ло­гике.

Вторая группа крови. Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность — повышенная внимательность как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них ок­ружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контро­лировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них выра­батывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей — помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интен­сивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя вни­мание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками коррекции поведения таких детей. Убеждение — вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше тер­пения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до кон­ца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и инте­ресны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из раз­ряда «неподдающихся». Все стандартные приемы — шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратно­му результату. Ругать их надо строго и внушительно по не­скольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и по­кладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусо­ваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Причем у одних детей это заметно, у других принимает форму покорно­го послушания. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять осо­бое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных при­знаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребен­ка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла — он вас поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простей­шие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно вступает со сверстниками и взрос­лыми в общение, с интересом изучает себя, положительно на­строен на выполнение элементарных трудовых процессов, раду­ется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «я молодец» и т.д.). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взросло­го, стремясь самостоятельно повторить положительное дейст­вие. Стремление к самостоятельности важно использовать при обучении культурно-гигиеническим навыкам. Стоит заметить о том, что дети 3–4-го года жизни должны самостоятельно засу­чивать рукава, мыть руки, пользуясь мылом, не разбрызгивать воду вокруг, не мочить одежду, сухо вытирать полотенцем лицо и руки, вешать полотенце в расправленном виде на определен­ное место. У каждого ребенка дома должно быть индивидуаль­ное полотенце, мыло, зубная щетка, кружка для полоскания рта. Предметы должны находиться в доступном для детей месте. Следует разъяснять детям содержание того или иного гигиени­ческого правила, и важно также его соблюдать. В этом возрасте у ребенка необходимо формировать навыки чистоты и опрятно­сти тела, лица, рук, одежды, умение культурно есть, поддержи­вать порядок. Вся окружающая обстановка в доме должна спо­собствовать воспитанию стремления к чистоте. В семье, где взрослые следят за порядком, и дети быстрее овладевают необ­ходимыми гигиеническими навыками. Большое внимание на данном возрастном этапе придается воспитанию у ребенка на­выков культурного поведения за столом.

Дети данного возраста должны уметь: самостоятельно и ак­куратно есть, не крошить хлеб, держать правильно ложку, после еды вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. Нельзя разрешать детям есть на улице грязными руками, в варежках. На данной возрастной сту­пени дети активно овладевают процессом одевания и раздева­ния: они учатся снимать, надевать рубашки, штаны, платья, кофты, пальто, колготки и др., застегивать и расстегивать пуго­вицы на одежде, развязывать и завязывать шнурки на обуви. В этом возрасте нужно приучать детей и дома в пальто не вхо­дить в комнату, а сразу при входе его снимать и вешать на ве­шалку. Говоря о необходимости развивать привычку к самоор­ганизованности, необходимо заметить, что родители должны требовать, чтобы дети убирали после игр и занятий на место иг­рушки, альбом, книги и т.д.

Ребенок 4-го года жизни должен обязательно выполнять и дома эти несложные обязанности, которые он выполняет в дет­ском саду.

Следует создавать необходимые условия для закрепления навыков, привычек и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать их формированию; например, надо, чтобы мыло и сухое полотенце всегда были в определенном месте, откуда ребенок мог бы их легко взять. Важно, чтобы ребенок понимал, для чего он выполняет те или иные гигиенические правила, по­чему это нужно, и чтобы формировалось положительное отно­шение к поставленной задаче. Тогда навык и привычка приобре­тут известную прочность, устойчивость. Воспитывая у детей культурно-гигиенические навыки, родители должны проявлять выдержку, терпение. Нужно поддерживать интерес детей к ос­воению данных навыков, следить, чтобы они изо дня в день вы­полняли все требования, помогать им непосредственным пока­зом, словом.

Дата обновления страницы: 27.10.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122